Запрос заказчика:
Крупный российский авиаперевозчик обратился в нашу компанию ABN Group для оценки гражданского воздушного судна Airbus А330-243 с целью покупки данного судна.

Проделанная работа:

• Компанией ABN Group был произведен анализ первичного и вторичного рынка воздушных судов в мире и России.
• Выполнена оценка воздушного судна в рамках затратного подхода, методом однородного аналога.
• Выполнена оценка воздушного судна в рамках сравнительного подхода, методом сопоставления с аналогичными объектами.

Результаты:

Компанией ABN Group был подготовлен отчет, который в последствии был принят заказчиком и контролирующими органами.

Это интересно:

После введения санкций запрещающие поставку в Россию самолетов и запчастей, а так же на техническое обслуживание российских судов, Правительство РФ предоставило авиакомпаниям формальную возможность не возвращать самолеты, находящиеся в лизинге. В вопросе комплектующих также отмечается, что ряд авиакомпаний нашли поставщиков в азиатских странах, однако цена их выше на порядок. С учетом того, что средний возраст авиапарка коммерческих перевозчиков составляет около 10,5 лет, некоторое время для его эксплуатации еще есть. Помимо уже имеющегося парка авиаперевозчики планируют закупать старые самолеты и путем капитального ремонта восстановить их летную пригодность.

По данным правительства на апрель 2022 года, состав парка самолетов российских авиакомпаний для коммерческих перевозок насчитывал 1 287 воздушных судов.

1 101 из них — пассажирские самолеты.
738 самолетов — иностранного производства, 359 — российского.

Большая часть российских самолетов (275 единиц) — ближнемагистральные (Як-42 и Sukhoi Superjet 100) и региональные (Ил-114-300, Ан-26, Ан-24, Ан-38, Як-40).

Большая часть иностранных самолетов (472) — среднемагистральные (Airbus 319, 320, 320neo, 321, 321neo, Boeing 777, 777-200, 777-300). Еще 120 самолетов — дальнемагистральные (Airbus 330-200, 330-300, 350-900, Boeing 747-400, 767-300, 777).
Доля иностранных самолетов в пассажирских коммерческих перевозках составляет 67,1%. При этом на них приходится 95% пассажирооборота.

700 самолетов в парке российских авиакомпаний взяты в лизинг у иностранных компаний. До марта 2022 года они были зарегистрированы в иностранных реестрах воздушных судов. К апрелю почти все самолеты перерегистрировали в российском реестре. По данным Washington Post, иностранные владельцы смогли вернуть только 80 самолетов.

В ходе исследования было выявлено, что:

• Последние годы в стране действуют программы импортозамещения, в том числе и в области самолетостроения. Согласно заявлениям представителей Правительства РФ, за эти годы было сделано очень многое, особенно в сферах, связанных с обороной. Однако в гражданском авиапроме ситуация сложная, поскольку все проекты были ориентированы на международную кооперацию.

• Крупнейшим производителем самолетов для пассажирской гражданской авиации выступает Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре - АО «Региональные самолеты (РС) (филиал корпорации «Иркут»). Предприятие выпускает самолеты «Суперджет-100» (SJ-100). Средний темп производства на авиазаводе составляет порядка одного самолета в месяц.

• Еще одним крайне важным стратегическим предприятием в гражданском секторе российской авиации является Иркутский авиационный завод. Возможности завода позволяют выполнять полный цикл работ, включающий конструкторскую и технологическую подготовку производства новой авиационной техники, изготовление оснастки, выпуск опытных и серийных самолетов, их наземные и летные испытания, послепродажное обслуживание. Предприятие активно участвует в проекте самолета «МС-21», летные испытания которого уже начались.

• В заключении хотелось бы отметить, что сейчас для российских авиапроизводителей открывается уникальная возможность по возрождению российского авиастроения. Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года предполагает, что доля отечественных самолетов в парках российских компаний превысит 80%. Всего на реализацию программы потратят ₽700 млрд. Из них ₽400 млрд пойдут непосредственно на строительство самолетов.