СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Как оценить интеллектуальную собственность и в каком случае она становится нематериальным активом? Рассказывает команда ABN-GROUP.
В чем заключается специфика оценки интеллектуальной собственности?
Интеллектуальная собственность – это результат творческого труда конкретного человека, поэтому существует понятие «автор», «авторские права». Основная проблема при оценке интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности – в их нематериальности. Их нельзя измерить через обычные параметры: вес, длина, ширина… То, что мы применяем к материальным активам – зданиям, сооружениям, земельным участкам, – никак не применимо здесь. Основным критерием наличия ценности и, соответственно, стоимости нематериального актива является финансовый результат, то есть доход, который генерируется этим нематериальным активом. Если доход существует, то актив можно назвать именно так, в противном случае это лишь результат интеллектуальной деятельности в рамках НИОКР, например.
Итак, результаты НИОКР становятся нематериальным активом, только если они приносят доход. Это требование актуально для оценщиков даже больше, чем для бухгалтеров. Бухгалтер может поставить нематериальный актив на учет только по факту затраченных на него средств. Когда же стоимость нематериального актива рассчитывает оценщик, он смотрит еще и на потенциал этого актива. Повторюсь, доход – это основной критерий оценки нематериального актива, так же, как и стадия коммерциализации: когда актив начинает приносить деньги его в полной мере можно назвать активом.
Каковы возможности использования и ограничения применимости имеются в оценке интеллектуальной собственности?
Мне кажется, что возможность использовать отраслевые стандарты – единственное, что у нас есть. Когда каждое ведомство выпускает свои стандарты, когда каждая отрасль ориентируется только на свои потребности, очень часто возникают казусы или законодательные коллизии: одни нормативные акты абсолютно не учитывают то, что изложено в других нормативных актах. Нам, конечным пользователям, достаточно часто бывает сложно сочетать эти вещи. Поэтому единственное пожелание – чтобы проводилась юридическая экспертиза на исключение противоречий в отраслевых стандартах ФСО и действующем законодательстве в области оценочной деятельности.
Понятие «бизнесообразующие технологии»: для кого и в каких случаях важен данный феномен?
Бизнесообразующая технология – это интеллектуальная собственность, НМА либо совокупность нематериальных активов, либо пакет патентов, или пакет из патентов, ноу-хау и товарного знака, совокупность которых в основном и позволяет компании осуществлять производственные процессы, генерировать денежный поток, доходы. Не назвал бы это феноменом. Сейчас достаточно много технологичных, высокотехнологичных компаний, для которых бизнесообразующие технологии – это реальный способ ведения бизнеса. Точнее говоря, наличие этой технологии определяет сам факт существования этих компаний; благодаря вот такой технологии они и живут. Многие из них прошли стадию стартапа.
Что делать для защиты НМА? Как минимум, нужно соблюдать правила. То есть, если актив решено защищать патентом – надо подавать заявку на патент; если это ноу-хау, то требуется строжайшее соблюдение коммерческой тайны. Желательно, чтобы все требования, которые соответствуют видению коммерческой тайны на предприятии, действительно соблюдались, чтобы не было утечки информации. Соблюдение всех параметров технологии приведет эти компании к успеху.