
Поиск компаний-аналогов для оценки бизнеса
В работе специалист использует сравнительный метод и два типа информации: финансовое состояние компании и ценовую политику в этом рыночном сегменте.
Если объектами оценки выступает оборудование или транспорт, то анализируются аналогичные предложения на рынке. Если экспертиза ведется в отношении ценных бумаг, то сравнивается количество в обращении и рыночная стоимость акций других предприятий из той же отрасли. При анализе двух компаний с одинаковой стоимостью капитала и разным количеством акций, как правило, обнаруживается, что стоимость одной акции у каждой компании разная.
На стоимость ценных бумаг влияет ситуация на фондовом рынке. Это достаточно гибкая структура, которая еще не завершила свое формирование. При этом нельзя сказать о ее высокой активности – сделок проводится немного, сведения о реальных показателях достаточно скудны. Есть ряд игроков, которые формируют бюллетени с описанием ситуации на рынке и динамике изменения стоимости акций в разных отраслях. На эти данные опираются оценщики бизнеса при использовании сравнительного метода. В помощь специалисту прилагается бухгалтерская документация предприятия. Во время оценки мелкие отличия в свойствах и методиках ведения бизнес-процессов корректируются, обнаруживаются недостаточно эффективные активы.
Специалист изучает финансовую отчетность за нынешний период и прошедшие 3-5 лет. Скрупулезно изучаются данные компании-клиента и других аналогичных организаций. От оценщика потребуется высокий профессионализм и умение работать с большими объемами данных. На определенном этапе может выявиться неэффективность сравнительного метода – много не подлежащих корректировке отличий между сравниваемыми объектами. В этом случае придется сменить подход.
Как отбирается компания для сравнения с исходной организацией?
От точности выбора объекта-аналога зависит успешность оценки, поэтому специалист проводит работу в несколько этапов:
- Находит компании из той же отрасли, по своим характеристикам максимально приближенные к объекту заказчика. На этой стадии выявляются конкуренты, просматриваются слившиеся или выкупленные другими лицами компании, формируется обширный перечень.
- Из получившегося списка отбираются наиболее подходящие варианты. Специалист собирает полную информацию об их деятельности, которая понадобится для сравнения. Оценщик несет ответственность за правильный выбор и соответствие исходным данным.
- Когда в списке после отсеивания остается несколько аналогов, специалист изучает их повторно, уже перед началом сравнительного анализа с исходным объектом. Компаний должно быть не менее 3. Это могут быть российские и зарубежные предприятия.
Какие критерии используются в экспертизе?
- Система менеджмента, организованная на предприятии.
- Степень финансового риска.
- Единая отраслевая направленность. Здесь нужно быть очень внимательным, поскольку разница в ассортименте или превалирование разных групп товаров у объектов не дает им права считаться аналогами. Также нужно учитывать возможность смены профиля организации или ввод в ассортимент новой линейки продуктов. Специалист обязан оценить, на какой стадии развития находятся компании, как они себя ощущают в определенных экономических условиях.
- Размер компании. В этом параметр включаются количество персонала, объем прибыли и предоставленных услуг, количественные скидки, разница в ценах на одинаковые товары, расширение ассортимента и его распространение по разным регионам.
Это базовые критерии. По желанию специалиста список может быть дополнен.
Дата публикации: 17 мая 2012